ГЛАС РОДИНЫ ЗАБЫТЫЙ…
До революции вся жизнь русского человека проходила под колокольный звон. В XX веке звон стих, но приятно видеть, что в XXI возрождают русские колокольные обычаи. Увы, но советская власть вместе с колоколами уничтожила все традиции русского православного звона. В те времена звонарных школ не было, секреты мастерства передавались от звонаря к звонарю только в устной форме, звонить обучались также непосредственно на самой колокольне. Сохранить память о былых традициях удалось лишь благодаря нескольким местам, в которых колокольный звон продолжался даже в лихие года, а так же благодаря записи «Звоны Ростова Великого», которая была сделана Мосфильмом в 1963 году. Звоны записывали старики, которые звонили на колокольнях до революции. Об истории русского звона и уставных звонах Русской Православной Церкви мне рассказал старший звонарь Рыбинского Спасо-Преображенского собора Александр Владимирович Михайлов.
О колокольне
Колокольный звон начинается с колокольни. Колокольня — это не только памятник архитектуры, в первую очередь это, наравне с колоколом, часть единого музыкального инструмента. Удачно спроектированная с акустической точки зрения колокольня позволяет звуку выходить наружу, а не оставаться за ее стенами. До революции соборная колокольня в прямом смысле была лицом Рыбинска. Было достаточно взгляда на набор колоколов, чтобы сказать о значимости и богатстве города. Стоит отметить, что в те времена между приходами существовало своего рода соревнование, каждая церковь стремилась отлить себе колокол тяжелее, чем у соседа. Поэтому в 1833 году городская дума принимает решение отлить для соборной колокольни новый колокол, с обязательным условием, чтобы он был тяжелее главного колокола Ярославского Кафедрального собора. Вес этого гиганта составил 16 тонн. Жаль, но до сегодняшнего дня этот благовестник не дожил. В 1929 году колокол был варварски уничтожен советскими властями. Такая же участь постигла большинство его собратьев. Если до революции на соборной колокольне было 30 тонн колоколов, то сейчас нет и 3 тонн. В целом по городу сохранилась лишь одна десятая всех колоколов, которые висели на 10 колокольнях до революционных событий. Если бы возродить былое благополучие соборной колокольни, то колокольный звон вполне бы мог стать достопримечательностью не только Рыбинска, но и всей Ярославской области.
Из истории колокола
Колокола пришли в Россию с запада после крещения Руси. Они были небольшого веса и размера. Изначально колокола выполняли только сигнальную функцию — призывали верующих на службу. В первые годы после принятия христианства колокола были в основном привозными. Первые русские колокола появились в XV-XVI веке. В их отливе принимали участие мастера иноземцы. Расцвет колокололитейного дела в России приходится на XVII век. В то время колокол весом 1000 пудов уже не был редкостью для русских городов. Прейдя с запада, колокольный звон сильно полюбился на наших российских просторах. К XVII веку Россия обогнала весь мир по количеству и весу отлитых колоколов. Примером любви русского народа к колокольному звону является Царь Колокол, который как национальная святыня храниться в Московском кремле. Это самый большой из когда-либо отлитых колоколов в мире. Россия с ее просторами просто создана для колокольного звона. Не случайно в XIX веке был издан специальный царский указ о введении так называемого «метельного» звона. При суровых русских зимах единственное, что могло помочь путнику, это звук колокола. Когда начиналась метель и пурга, приказывалось звонить метельный звон. В России колокольный звон развивался только в лоне Русской Православной Церкви. Он стал неотъемлемой частью русской музыкальной культуры.
Различия с западом
Русский православный звон во многом отличается от западноевропейского. В Европе до сих пор существует ограничение на колокольный звон. Чаще всего у них на звуковых окнах и пролетах висят жалюзи, чтобы ограничивать звук колокола. Есть и более существенные различия. Первое — это способ звона. В Европе при звоне раскачивается не язык, а сам колокол. Первоначально к нам из Европы пришел именно такой способ звона. Этот способ сохранился у нас только в одном месте — В Псково-Печорском монастыре. Но так как у нас с каждым годом увеличивался вес колоколов, этот способ не прижился в России. Поэтому был изобретен новый способ звона — раскачивание языка. Еще одна отличительная черта — то, что в русском колокольном звоне нет мелодии, есть только ритм. На западе есть традиция колокольного звона, которая имеет мелодическую основу, имеется в виду музыкальный инструмент карильон. Карильон это своего рода колокольный орган. Там несколько клавиатур, правильно тонально настроенные колокола. Западные колокола имеют отличный от нашего профиль, направленный на максимальное снижение обертона и на увеличение громкости основного тона, тогда как в нашем звоне обертон является главным в звучании колокола. Мастерство нашего звонаря заключается в том, чтобы отбивая ритм большим колоколом заставить остальные колокола петь слаженно, когда в интереснейших звуковых сочетаниях сливаются обертоны колоколов и получается неповторимый хор, что как раз и придает русскому колокольному звону особый колорит и непохожесть ни на что другое.
Уставные звоны
Абсолютно одинаковых по звучанию колоколов не существует, даже если их отливали, что называется «из одного ковша». Колокол в России всегда соизмерялся с человеком, не уподоблялся, а именно соизмерялся. Многие части колокола имеют такие же названия, как и части человеческого тела. У колокола есть уши, плечо, язык, губа. Каждый колокол уникален, так же как уникальна каждая колокольня, каждый звонарь. Звонарь — импровизатор, в его руках нет никаких особых партитур, есть только традиции. В Русской Православной Церкви существуют уставные звоны. Колокольный звон — неотъемлемая часть церковного богослужения. Задача колокольного звона не только призывать в храм, но и извещать всех, кто находиться в округе, и в данный момент не может присутствовать на службе, о главных событиях этого богослужения. Любой церковный звон начинается с благовеста, который призывает людей на службу и предшествует любому богослужению. Благовест — это размеренные удары в большой колокол. Благовест бывает нескольких видов: великопостный, будничный, воскресный, праздничный. В чем различия? Великопостный благовест медленный, редкий, практически до полного затухания колокола. В целом, каждый вид благовеста отличается весом колокола, особенно для соборной колокольни. На колокольне существует целая иерархия. Чем значимей событие, тем больше вес колокола, в которых звонят благовест. В субботу перед воскресным богослужением совершается Всенощное бдение, в состав которого входят Вечерня и Утреня. Перед вечерней звонится один праздничный звон, перед Утреней положено два праздничных звона. Следующая часть богослужения — Божественная Литургия. Перед ней положено играть три праздничных звона, по-другому это еще называют трезвон — звон в три приема. Не существует партитуры и точного определения праздничного звона, но когда вы услышите его, вы обязательно поймете что это именно праздничный звон. Когда совершается самое главное таинство, таинство Евхаристии, на колокольне ударяют 12 раз в самый большой колокол. Это медленные удары до самого затухания. Кроме праздничных богослужений есть будничные. Звон во время этой службы не должен быть более торжественным, чем в воскресенье. Будничный звон более медленный, вдумчивый. В торжественные праздники звонят благовест в самый большой колокол, а звон идет во все колокола, в церковном уставе даже есть надпись «звон во вся тяжкая». Существует два особых звона — перезвоны погребальный и водосвятный. Погребальный звон звонится при погребении. Он имеет символическое значение и глубокий философский смысл. Он звонится очень интересно. Звонарь перебирает каждый колокол по очереди, начиная с самого маленького. Ударяет в самый маленький колокол до полного затухания, потом следующий и так далее до последнего. В конце звонарь ударяет аккордом сразу во все колокола. А затем идет праздничный звон, символизирующий продолжение жизни и после смерти. Погребальный звон олицетворяет всю человеческую жизнь, начиная с крика младенца (самый маленький колокол), заканчивая прерыванием жизни. Подобный этому звон исполняется и еще раз в году, во время выноса плащаницы в Великую Пятницу. Только здесь погребальный перебор исполняется наоборот, так как Иисус Христос сошел к нам от божественного к земному. Поэтому и путь колокольного звона обратный. Еще один перезвон — водосвятный. Он играется перед водосвятными молебнами и особенно перед Великим Водоосвящением в крещенский сочельник. Есть разные традиции при разных храмах, где-то звонят по четыре раза в каждый колокол, где-то по семь. Звон начинается с четырех ударов большого колокола, затем идет перебор со следующим колоколом, в который после перебора так же звонят четыре раза, затем снова перебор с меньшим колоколом и так до самого маленького. Когда слышишь этот звон, создается впечатление что струится вода. На мой вопрос о малиновом звоне, Александр Владимирович усмехнулся. Все дело в том, что бытуют разные трактовки так называемого малинового звона. По одной из них, которой придерживался Николай Иванович Оловянишников, владелец ярославского колокололитейного завода, написавший в начале XX века книгу об истории колоколов, малиновый звон пришел из Франции. Во время зарубежного похода русской армии в 1813 году русские солдаты услышали колокольный звон в городе Малин. Какой по звучанию был этот звон, мы не знаем, но русскому человеку он запомнился. Возможно, действительно красивый, может необычный, непонятный. Поэтому, что такое малиновый звон в точности никто не знает, даже звонарь который его звонит.
Целебная сила колокола
В заключении хотелось бы отметить интересный факт. Во многих исторических источниках говориться, что во время эпидемий на Руси было принято звонить во все колокола. Позже в советское время это высмеивали атеисты. Оказалось зря высмеивали. Современные микробиологические исследования доказали, что во время звона колоколов в зоне действия звучания резко снижается количество болезнетворных микроорганизмов. Это происходит за счет особых низкочастотных звуковых колебаний. Сейчас даже существуют специальные центры, где применяют практику лечения колокольными звонами. Возможно, если когда-нибудь удастся восстановить прежнее звучание колоколов на колокольне Спасо-Преображенского собора, колокольный звон, не раз отразиться своей прекрасной мощью в наших душах и сердцах.
Андрей Соколов