Новости города Рыбинск
    Яндекс.Метрика
     

    К 150-летию со дня рождения Евгения Опочинина – писателя, журналиста и коллекционера

    в рыбинском музее-заповеднике открылась выставка под названием «Семейный альбом писателя Опочинина». Вниманию зрителей представлены не только  семейные реликвии старинного дворянского рода, имевшего прямое отношение к Рыбинску, но и многие документы, свидетельства касающиеся истории нашего края. Самый раритетный их них – начала XVII века. Выставка интересна и тем, что даёт возможность увидеть ценности из хранилищ не только нашего музея, но и Ярославского художественного музея, Государственного архива Ярославской области, Ярославской областной библиотеки им. Н. А. Некрасова, рыбинской городской библиотеки, а также из частной коллекции Н. Н. Егорушкина.

    Наверное, многие знают почти уже народную байку по хитроумного мужичка, придумавшего способ стать «аки птица». Но не все в курсе, что это был смерд Никитка. Он сбежал из Москвы “от своего осударя боярского сына Лупатова и навострил свои холопские лыжи к Александровой слободе”…  Реализовать осенившее его «know how» Никитка хотел испросить дозволения у царя. А суть дела состояла в том, чтобы сплести крылья, приладить их за спину да и оттолкнуться от грешной земли — в облака… Эту в общем-то трагическую историю – на мотив народной сказки “Деревянный орёл” — сочинил Евгений Николаевич Опочинин. Впоследствии его «Бесовский летатель» вторично пошёл в народ, стал своего рода «русским народным архетипом». Образ мужичка с крыльями использовали многие мастера живописи  и кино. Среди них, например, художник А. Дейнека: его карандашный набросок к картине «Первый русский летун» (1940 г.) представлен на нынешней выставке в музее. А в фильме А. Тарковского «Андрей Рублёв» эпиграфом проходит история полёта мужичка с церковной колокольни. Эти многочисленные опоэтизированные персонажи, в чём-то пересекающиеся с пушкинскими, лесковскими самородками тоже могут составить альбом, рассказывающий о многих веках русской старины – с устойчивым жизненным укладом, добрыми нравами и мощным творческим стремлением ввысь, к Богу.
    Семья Опочининых дала России целый ряд талантливых людей. Их дела,  хотя и не столь известны, как скажем бытописца русской жизни Гиляровского, но не менее значимы в плане сохранения культурных и – шире — духовных традиций нашего народа. Например, одной из визитных карточек Мышкина являются ежегодные всероссийские Опочининские краеведческие чтения, проходящие с 1990 года в библиотеке местного библиофила и мецената  Ф.К. Опочинина. Рыбинская же земля связана с именем Евгения Николаевича Опочинина (1858-1928 гг.) – писателя, историка театра, редактора внутреннего отдела газеты «Правительственный вестник», коллекционера. Он был персоной, весьма известной в столичном кругу деятелей искусства. Водил знакомства с виднейшими художниками своего времени: Ф.М. Достоевским, В.А. Гиляровским, А.Н. Майковым и другими.
    Под Рыбинском, в Огарковской волости, у Евгения Николаевича Опочинина была небольшая деревянная усадьба Максимовское. Столичный литератор жил там подолгу – летом, как правило, а бывало, и круглый год. При этом он подрабатывал в качестве то редактора Рыбинского биржевого листка, то земского начальника одного из участков.  В Максимовском была довольно богатая библиотека, портреты предков писателя, многочисленные живописные работы его современников и даже собственные графические и живописные  произведения. Там же находилась и большая коллекция произведений народного искусства, собранная во время путешествия Опочинина по просторам русского Севера. Было в доме и немало образчиков предметов быта, сделанных руками русских умельцев. Многие их них, прежде всего, мебель: шкафы, буфет, банкетка, стол, кресла – делались под руководством самого Евгения Николаевича. Эти и другие вещи из Максимовского сохранились до наших дней и сегодня представлены на выставке в музее-заповеднике. Особое место среди  экспонатов занимает и сам семейный альбом Опочининых –  едва ли не самый полный из сохранившихся до наших дней источников информации о семье Опочининых. Этот уникальный экспонат в дар музею-заповеднику передали в начале 1990-х годов родственники писателя. В нём – не просто жизнь представителей одной из старых русских фамилий, но и в их лице – история ушедшей России.
    Образ прошлого сохранился и в многочисленных документах, представленных на выставке, – рабочих и коллекционных. И, конечно, след времени  запечатлелся в рукописях Евгения Николаевича Опочинина, в его литературных работах. Об их значимости для русской культуры пока говорится мало: в конце XIX века – начале XX традиционно русская тема особо в чести не была. Хотя это своего рода незримая, эпическая нить, связующая эпохи, сменявшие друг друга на русской земле. Евгений Николаевич Опочинин это хорошо понимал: он собирал и популяризировал фольклор – сказки, прибаутки, потешки, песни  — изучал бытовой язык народа нашего края. В его произведениях мелькают образы старообрядцев, зимогоров, пошехонских помещиков, в числе которых, кстати, и принадлежавшие к семейству Лихачёвых. Да и названия книг Опочинина говорят сами за себя: “На родной земле”, “Старое и новое” (сборник рассказов), “Братья” (рассказ из быта глаголемых старообрядцев), “Очерки старого русского быта”, “Лес и поле”, “Русский охотничий рассказ” (сборник рассказов). Многие из произведений Опочинина изначально предназначались для домашнего чтения. При этом они просто обречены на долгую жизнь: всё в этих сказках, очерках, сказаниях и рассказах повёрнуто в саму потаённую суть русской души, в “её радостную ширь и бесконечную, лазурную глубь”. Например, в 2003 году издательством «Отчий дом» в серии «Православная детская библиотека» выпущена повесть Опочинина “Одни в старом доме” – в оформлении удивительных, тёплых, вдохновенных, каких-то очень русских рисунков рыбинского художника Павла Гаврилова. Книга, как и десятилетия назад, привлекла широкое внимание и интерес как детской, так и взрослой аудитории.
    Надо сказать, что творчество Опочинина имело широкий спектр: немало сил он отдал, например, бытописанию театральной жизни России. Опочининым были написаны книги «Опыт словаря деятелей русской сцены», «Театральная старина», статья «Распространение крепостных певческих хоров, оркестров и театров в России в 18-19 столетиях». Основой послужили многочисленные материалы по истории русского театра, которые Опочинин собирал, так же, как и сказки, на протяжении многих лет. Писатель вёл довольно активную общественную жизнь, состоял в различных объединениях представителей русской культуры, таких как: “Общество любителей древней письменности”, “Русское литературное общество”. Его перу принадлежат записи многочисленных разговоров с виднейшими представителями культуры своего времени. Достоевский, Данилевский, Нарбут – на страницах записок и очерков Опочинина звучат их голоса. С течением лет свежеть и острота их не стирается. Как не стирается прошлое из глубин народной памяти. По причине естественного самосохранения. И хотелось всего лишь, чтобы кто-то негромко, ненавязчиво, но ясно и просто – почти по Чехову — напоминал об этом. Ведь чтобы, как писал Е. Н. Опочинин, “осмотрительно идти вперед, хорошо иногда припоминать, откуда идешь”.

    Лиана Гаврилова

    P.S. Сохранившиеся экспонаты, связанные с Евгением Николаевичем Опочининым и его разветвлённой семьёй, вполне могли бы составить отдельный небольшой музей, посвящённый не только самим Опочининым, но и дореволюционному русскому быту в целом. А на туристической карте Рыбинска мог бы быть ещё один, весьма любопытный  пункт…