Владимир Щукин: «Пушкин – это наша артиллерия»
Зимний вечер. В уютном зале старинного особняка бывшего городского головы Константина Ивановича Расторгуева прикрыты ставни. Мягкий, приглушённый свет окутывает пространство, стирая границы эпох. Гости собрались, расположившись в креслах с чашками кофе и чая. Минута… И вот, в центр зала, к белому камину, выходит человек в сюртуке на старинный манер с гитарой – под пение струн начинают звучать строки «Евгения Онегина»…
Такой удивительный подарок сделал рыбинцам известный московский актёр, поэт и композитор Владимир Щукин, приехавший недавно в наш город по приглашению своего друга и коллеги фолк-музыканта Мити Кузнецова. Это был уже второй визит: первое выступление перед рыбинской аудиторий состоялось на Усадебнике в «Этно-Кузне» 2 года назад. Новое выступление артиста в ресторане «Дом Культуры и Отдыха» стало незабываемым путешествием в чудесную пушкинскую пору.
Судьбы извилистым путём
Щукин – из тех художников, которые считают своё дело особого рода служением – Богу, людям, искусству в самом искреннем, душевном и мастерском его проявлении. Но мессианство это абсолютно лишено пафоса. Глядя на Владимира Всеволодовича, слушая его редкой красоты голос, вдохновляясь его пением и от души смеясь на его шутки, невольно ловишь себя на мысли: какими они были, люди дореволюционной поры, мы не знаем, но, наверное, они были как раз такими. Именно с такими достоинством и любовью к окружающим, с таким пониманием ценности жизни.
Это личность очень одарённая. Щукин стал писать песни на свои и чужие стихи с 7-го класса. После школы окончил Московский институт тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, позже учился на режиссёрском факультете в ТИ им. Щукина и композиторском в МГК им. Чайковского.
Во второй половине 70-х он принадлежал к музыкальной элите андеграунда. Ходил в заплатанных джинсах, играл на гитаре в 12 струн. Со своей группой акустического рока «Последний Шанс» выступал на самых уважаемых с то время молодёжных фестивалях, например, всесоюзно известном Грушинском. С концертами исколесил страну вдоль и поперёк. Участвовал в модных в тогда музыкальных квартирниках, которые устраивал Артемий Троицкий и на которых собирались сегодняшние мэтры, включая БГ.
Те, кто в доперестречные годы были маленькими, наверняка помнят Владимира Щукина по телевизионным и радиопередачам «АБВГДейка» и «КОАПП», для которых он писал песни и в которых участвовал. Позже к ним добавились передачи «Очевидное — Невероятное», «Ля — минор» на НТВ+ телеэфира с Ксенией Стриж.
Было время, когда Владимир Щукин уходил из артистической среды. Служил алтарником в храме. Даже одно лето был пастухом. Для творчества это оказалось продуктивным: Щукин много сочинял. Стихи как-то показал Булату Окуджаве, который хотел помочь их опубликовать, но автор тогда отказался: был на жизненном перепутье. Сборник вышел позже.
К сегодняшнему дню творческий багаж артиста внушителен: в нём много прекрасных стихов, нескольких сот песен, есть даже классические вещи: опера, симфония, оратория. О творчестве Щукина немало добрых слов сказали писатель Валентин Распутин, певица и актриса Елена Камбурова, митрополит Антоний Сурожский и многие другие выдающиеся люди. Особенно запомнилось артисту знакомство с замечательным композиторов Георгиев Свиридовым, помог ему выпустить пластинку «В начале века».
Владимиром Щукиным записано несколько музыкальных альбомов, в том числе – с забавными и очень красивыми детскими песнями. Некоторые из них выложены у него на сайте. Детей Щукин очень любит, старается дать им как можно больше душевного тепла и приобщить к подлинной красоте слова. Уже больше 10 лет он участвует в благотворительной программе «Мир без слез» банка ВТБ: вместе с Хрюшей, Степашкой, Мишуткой, Каркушей и Оксаной Фёдоровой они ездят с концертами в детские онкологические и травматологические центры. По словам артиста, традиция больничной клоунады уже около трёх десятков лет существует и в США, и в Европе. У нас в стране она пока только складывается. Опыт такой работы Владимир Щукин считает очень ценным. У него самого четверо внуков. Поэтому творчество артист понимает, прежде всего, как заботу о духовном здоровье подрастающего поколения. Насколько это важно и нужно, Владимир понял на собственном опыте: в его жизни огромную роль сыграл отец. Именно он убедил Владимира вернуться к искусству – как к служению.
— Отец мой был совершено поразительным человеком, — вспоминает Владимир Щукин. – Он прошёл войну. В девятнадцать лет потерял ногу. Всю жизнь носил в груди, рядом с сердцем, осколок от снаряда. Не вынули: боялись задеть сердце. Но сколько я помню отца, он всегда был спокоен и добродушен. Даже перед смертью людям, приходившим попрощаться, рассказывал смешные истории. Мне далеко до него… Отец был художником и очень любил русскую литературу. Он наизусть знал есенинскую «Анну Снегину», «Мцыри» и «Тамбовскую казначейшу» Лермонтова, некоторые сцены из «Бориса Годунова», некоторые чеховские пьесы и очень много стихов. Часто читал вслух. Поначалу я не особо придавал этому значение. Однако с возрастом стал понимать огромную ценность этих вещей. Именно благодаря отцу я полюбил литературу. Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Баратынский, Жуковский, Гумилев, Цветаева, Ахматова, Мандельштам, Есенин, Рубцов… Перечень моих любимых авторов большой. Я ими вдохновляюсь постоянно.
Открыв для себя прекрасный мир русской поэзии, Владимир Щукин написал серию песен на стихи поэтов Серебряного века. Однако в доперестроечную пору издать их было проблематично. Выпуска пластинки фирмой «Мелодия» Владимир ждал целых семь лет. Отказ следовал за отказом. Автору порой хотелось всё бросить, но слово, данное отцу, удержало. В результате он собрал в свою поддержку подписи известнейших людей всего времени: Георгия Свиридова, Тихона Хренникова, Валентина Распутина, Василия Белова, митрополита Антония Сурожского и многих других. И диск выпустили. Однако почти одновременно с этим в стране грянули перемены – автору пришлось продавать свой долгожданный альбом в коридорах консерватории. Но Щукина это не смутило: дело своё он сделал – песни вышли в мир и зажили своей отдельной жизнью. Сегодня их включают в репертуар многие известные артисты.
О культурной значимости этого альбома и общении с Владимиром Щукиным Митя Кузнецов говорит так:
— Когда в начале 90-х годов мне в руки попала пластинка Владимира Щукина “В начале века”, то я заслушивался ею на протяжении многих лет. Пожалуй, никакая музыка из современной песенной русской не произвела на меня такого глубокого впечатления, как эта. За яркое оживление поэзии Серебряного века, за тонкую передачу образности и духа России 19 века, за мелодичность, за оригинальное смешение живых инструментов, за красивое исполнение я, без сомнения, отношу этот альбом к русскому музыкальному шедевру конца 20 века. Когда я слушал альбом, то мечтал быть хотя бы маленькой его частью. Поэтому, когда спустя многие годы мы близко познакомились с Володей и он сам предложил мне поработать над звуком, чтобы перевести пластинку на современный формат, т.е. сделать ремастер, то для меня это была огромная честь, оказанная великим художником. Не удивительно, что многими ценителями музыки этот альбом не замечается. К сожалению, это не редкость для истории России — признавать гениальность своих соотечественников после того, как их уже нет с нами.
В моменты приезда Владимира Щукина в Рыбинск, я ценю каждую минуту нашего с ним творческого общения и с радостью отзываюсь на то, чтобы сегодня поработать и записать его новые произведения. Мы многое чувствуем одинаково. А наши с Аней дети прыгают от радости, когда дядя Володя приезжает и поет им свои детские песни. Ведь я осознаю, что для многих, кто рос на его песнях, особенно в 70-80-х, это осталось недосягаемой детской мечтой!
«Онегин, добрый мой приятель»
Некоторое время назад в студии «Этно-Кузня» Мити Кузнецова Владимир Щукин записал альбом из двух CD. В эту литературно-музыкальную композицию вошли фрагменты романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Щукин его давно выучил наизусть и нередко читает перед аудиториями. В этот же альбом включены песни, романсы и баллады автора на стихи поэтов пушкинской поры: Василия Жуковского, Алексея Толстого, Фёдора Тютчева, Льва Мея, Фёдора Глинки, Петра Вяземского и других прекрасных мастеров слова. Этот-то проект и представил гость во время своего недавнего выступления в Рыбинске.
Идея прочесть великое пушкинское произведение и спеть песни в ресторане «Дом Культуры и Отдыха», в красивом и очень уютном зале, выдержанном в стиле XIX века, пришла в голову Мите Кузнецову. Как всегда, она оказалась великолепной. Ведь именно так в прежние времена в хорошем обществе было принято украшать досуг, общаться и наслаждаться искусством. Благодаря редкому таланту Владимира Щукина эта добрая традиция у нас в городе возродилась хотя бы на один вечер. Пушкин по-настоящему прозвучал. А трогательные строки стихов под чарующие переборы гитары, словно бегущая волна, переместили всех собравшихся в эпоху романтизма, когда чувства изливали в письмах, украдкой передаваемых друг другу, а за насмешку могли вызвать на дуэль.
Щукин предложил собственную интерпретацию «Онегина». Его точкой отсчёта в этой истории становится близкая к финалу восьмая глава романа. Переживший потрясения, изменившийся Онегин вспоминает всю свою жизнь, стремясь осмыслить её. Эта рефлексия в пространстве художественного слова сближает героя, автора, исполнителя и слушателей, преобразуется в их общее со-переживание.
Удивительной красоты голос Щукина, мягкость и одновременно драматизм его исполнительской манеры, трепетное отношение к литературному слову в соединении со взглядом на классику как актуальную — всё это производит впечатление совершенно незабываемое. Щукин, профессиональный актёр, выбирает для передачи пушкинского образа изящные, прозрачные краски, показывая тончайшие эмоциональные нюансы, и избегая пафоса, обычно характерного для актёрского чтения. В его варианте исполнения Пушкинский Онегин перестаёт быть хрестоматийным, избавляется от штампованного восприятия и обретает живую связь с сегодняшним днём. А песни и романсы пушкинской поры создают органичную атмосферу для этого диалога.
— Могу сказать, что с Пушкиным я — на дружеской ноге, — говорит Владимир Щукин. — Я чувствую его не только как музыкант и актёр, но ещё и как сочинитель. Поэтому и осмелел сделать такую интерпретацию. Мой вариант «Евгения Онегина» не традиционен: в его основе — кинематографический подход, позволяющий прочесть роман под другим углом зрения. Я считаю, что это интересно и исторически оправданно. Ведь, в конце концов, и Пётр Ильич Чайковский предложил совершенно необычную интерпретацию этого произведения. Я же люблю авангард в разных его проявлениях: он позволяет видеть известные всем вещи не забальзамированными, а живыми. Я убеждён в том, что «Евгений Онегин» — это вещь не о том, что было двести лет назад, это очень современная вещь. Она по сей день является «энциклопедией русской жизни».
- — В чём, на ваш взгляд, ценность пушкинского наследия сегодня?
— Вслед за Валентином Непомнящим, известным нашим пушкиноведом, скажу: Пушкин — это чудо, которое было явлено России… Это наша тяжёлая артиллерия, наши пушки: благодаря Александру Сергеевичу у нас произошёл настоящий культурный прорыв, появились и Достоевский, и Толстой, и Чехов. Мы сегодня говорим языком Пушкина. Это великое мировое достояние. Представьте: англичане и американцы перевели «Евгения Онегина» сорок два раза! Как они нашу литературу изучают! Этот роман входит в десятку бестселлеров мировой литературы: стоит в одном ряду с «Божественной комедией» Данте и «Фаустом» Гёте. К сожалению, некоторые этого не знают, но это факт. Мы часто недооцениваем наше великое литературное наследие, воспринимаем его штампованно, что совершенно несправедливо.
— Возможно, это связано с опытом школьного восприятия…
— Да, к сожалению, опыт соприкосновения с литературой в школе не у всех хорош. У многих он вообще отбивает интерес к чтению. Я сам в детстве через это прошёл. Некоторые говорят о том, что классику сегодняшние дети воспринимают с трудом. Да, конечно, для них это непросто. Но, знаете, я нередко читаю «Евгения Онегина» в школах. В аудиториях собираются дети разного возраста: от пятых до одиннадцатых классов. Что удивительно, они слушают, буквально открыв рты. Из этого я заключаю, что ещё не всё у нас потеряно. Очень многое зависит от нас с вами. У меня самого четверо внуков — я в ответе за них. Поэтому у нас дома уже много лет нет телевизора, хотя есть компьютер. Я стараюсь воспитывать своих внуков глубоким и прекрасным литературным словом, прежде всего, словом Пушкина… Уверен, что это правильно. Надо противостоять тому, что калечит души наших детей. Как преподобный Серафим Саровский сказал: «Сейте везде, сейте на камне, и в терние, и при дороге! — Господь произрастит». Собственно, поэтому я и пою.
— Вокруг романа «Евгений Онегин» много лет существует много разговоров. Предлагается множество вариантов понимания. Как вы думаете, эта тайна когда-нибудь откроется до донца?
— По большому счёту вся наша жизнь — тайна. Чтобы мы её поняли, Господь нам нередко даёт подсказки, но мы, к сожалению, ко многим из них относимся немножко легкомысленно. Если бы мы были более чуткими и внимательными, многое было бы яснее… А что касается романа… Да, писали и пишут о нём много. Я сам ходил на лекции Непомнящего, слушал разные версии романа и его толкования в записях, читал труды исследователей, комментарии Набокова, Бродского. Это пушкинское творение, действительно, хранит многие смыслы. Есенин писал: «Лицом к лицу лица не увидать, больше видится на расстояньи»… Наверное, чтобы ещё лучше понять роман, нужно больше времени. Я читал его перед слушателями уже более тысячи раз, постоянно читаю наедине с собой, и знаете, я не только эстетическое удовольствие получаю от пушкинского слова, но и нахожу в нём новую пищу для размышлений. Это поразительно! Не зря же Ахматова сказала: « «Онегина» воздушная громада, как облако, стояла предо мной…» Я бы даже сказал, что «Онегин» для нас – своего рода кислородная подушка. Валентин Непомнящий этот роман читает, как Псалтирь: в нём каждая строфа, как псалом. Я рад тому, что это творение остаётся тайной. Думаю, в полной мере её никогда не разгадать. Однако делать это нужно, чтобы понять и себя, и окружающую жизнь. Ведь алхимики в своё время искали формулу философского камня и благодаря этим поискам многое открыли…
— А почему же всё-таки среди множества прекрасных русских писателей для вас по-особенному ценен именно Пушкин с его «Евгением Онегиным»?
— Раскрою вам небольшой секрет. Я с 1970 года живу в Москве буквально в пяти минутах ходьбы от места, где родился Пушкин, рядом с Елоховской церковью Богоявления, где его крестили. Он там прожил одиннадцать лет до отъезда в Царскосельский лицей. Осознание этой причастности мне даёт жизненные и творческие силы. Знаете, я нередко спрашиваю московских детей о том, где родился Пушкин. Кто-то говорит, что в Михайловском, кто-то — в Болдино, кто-то – в Санкт-Петербурге. В последнюю очередь вспоминают о Москве. Я говорю: «А где в Москве?». Ответ: «На Пушкинской площади»…Я ни в коем случае детей не виню: это мы виноваты в том, что они не знают. Откуда детям почерпнуть информацию? Вот поэтому я и решил сделать интерпретацию «Евгения Онегина». Я очень хочу, чтобы люди поняли то, что у нас есть не только нефть. У нас на самом деле всё есть. И главное из этого – наше культурное достояние – Пушкин. Это та основа, к которой можно присоединять всё остальное. Я рад, что Господь даёт мне возможность, силы нести в мир чудесное пушкинское слово. Сегодня мы смогли встретиться, благодаря этому чуду.
Встреча рыбинских зрителей с Владимиром Щукиным, надо думать, не последняя: артист планирует записывать в «Этно-Кузне» Мити Кузнецова знаменитую поэму Твардовского «Василий Тёркин». Это будет композиция с включением песен военных лет. Проект этот Владимир Щукин решил сделать в память об отце. А ещё в планах Щукина – альбом с песнями Элвиса Пресли… Он обещает стать совершенно волшебным. Так что будем следить за процессом…
Лиана Гаврилова