На берегах Шексны начала работу 18 археологическая экспедиция Рыбинского музея-заповедника
Исторический памятник Усть-Шексна был открыт известным московским археологом Дмитрием Крайновым. Но очевидно должного впечатления находка на советскую власть не произвела, и поселение удостоилось лишь записи в соответствующих отчетах. Памятник был «открыт заново» в конце 70-ых годов при участии писателя Михаила Рапова и краеведа Людмилы Марасиновой. Они пригласили на предполагаемое место экспедицию Ярославского университета, которая в течение 3х лет проводила разведку местности. Им удалось найти предметы времен монголо-татарского нашествия, однако, копнув в другом месте, археологи вышли на перемешенный слой, и пришли к ошибочному выводу, что поселение было смыто новым руслом Шексны, и продолжение раскопок бессмысленно. Спустя еще десятилетие памятником заинтересовался Константин Комаров. В процессе создания своего справочника «Археологическая карта России по Ярославской области» он выявил, что Ярославцы были не правы, поселение частично сохранилось. Благодаря исследованиям Комарова с 1991 года на памятнике каждое лето работает археологическая экспедиция Рыбинского музея-заповедника.
Приходится констатировать печальный факт — памятник постоянно разрушается. Перед экспедицией стоит сложная задача: исследовать, и по возможности сохранить то, что в скором времени будет утрачено. И это неудивительно, ведь поселению на этом месте около 1000 лет! Первое упоминание об Усть-Шексне встречается в отчете о казни мятежных волхвов в 1071 году, но, по словам археологов, люди здесь жили и раньше. Через поселение проходил важный торговый путь, поэтому немудрено, что Усть-Шексна стала одним из центров международной торговли. Об этом свидетельствует множество найденных здесь иностранных монет, в том числе клад арабских дирхемов — 33 серебряных монет IX — X веков. К XIII веку поселение стало важным торгово-ремесленным центром, его площадь приближалась к 30 га. Основной доход жителям Усть-Шексны давали ремесла: гончарное, косторезное, кузнечное, ювелирное, а так же металлургия. Это подтверждают соответствующие находки. О развитой металлургии говорят найденные в разные годы 15 сыродутных печей, фрагменты воздуховодных сопел, шлаки, крицы — металлургические заготовки. Гончарное ремесло представлено фрагментами горшков, сковород, посуды, детских погремушек. Доказательством наличия косторезного ремесла служат найденные заготовки орудий обработки, костяных стрел, гребней. Кузнечное ремесло для жителей поселения было приоритетным, изделия кузнецов — наиболее частые находки. За время раскопок были найдены рабочие топоры, кованые цепи, сельскохозяйственные орудия, бытовые ножи, лезвия и многое другое. Ювелирное ремесло представлено различными заготовками и инструментами для производства ювелирных украшений, а так же самими изделиями, которых найдено свыше 300 экземпляров — это кольца, браслеты, перстни, нательные крестики, фигурки-обереги, пуговицы, привески.
В этом году находок пока немного, среди них: острый металлический наконечник, предположительно от дротика; фрагменты ювелирных украшений; средневековый замОк, в котором сохранилась часть механизма; колодец с водоотводом для осушения территории. Раскопки идут в южной части поселения. В планах археологов дойти до культурного слоя XII века. И кто знает, возможно ко Дню города археологи порадуют нас новыми интересными находками, которые в будущем станут экспонатами рыбинского музея.
Андрей Соколов