Взгляд, пробуждающий весну
Тёплый луч согревает белую землю — сквозь тишину и бесчувствие к солнцу пробивается цветок — волшебный маленький эльф. Его видит женщина — улыбка — мгновение преображения. Эльф звонит в волшебный звоночек, и земля чудесным образом превращается в благоухающий ковёр, над которым начинают летать стрекозы и бабочки. Музыка весны… Ею вдохновлена новая персональная выставка живописи ярчайшего мастера Людмилы Горюновой, открывшаяся на днях в здании Рыбинского отделения Союза художников РФ по адресу улица Герцена, 8.
Она стала первым событием в художественной жизни Рыбинска этой весны. Первым подснежником, хрупким и изящным, подаренным всем, чьё сердце отзывчиво к искусству. Людмила Горюнова — художник, чьё имя известно далеко за пределами Рыбинска. Она участница выставок в России и за рубежом. Её работы сегодня находятся во многих частных коллекциях — не только отечественных, но и США, Франции, Великобритании, Германии, Голландии, Швейцарии, Греции, Италии, Монако. В прошлом году живопись Людмилы Горюновой и её супруга, Виктора Горюнова, экспонировались в Государственной Думе Российской Федерации. Рыбинск, с которым художницу связывают уже более тридцати лет жизни и творчества, мастер тоже не забывает: каждый год она старается порадовать нашего зрителя новыми образами, новыми художественными решениями, в каждом из которых живёт благородный аромат классики и особый, авторский, взгляд — всегда узнаваемый и всегда волнующий. Как голос давнего друга, которого несколько лет не видел, и вот — милостью судьбы — встретил вновь.
В творчестве Людмилы Горюновой тема весны занимает особое место. Когда снег уже вот-вот сойдёт и земля откроется тёплым солнечным лучам, сам воздух будто наполняется тонким ароматом, своего рода предчувствием буйного цветения. И сотни бутонов волшебным пёстрым, веером распускаются на живописных полотнах. «Я всегда планирую эту такую выставку на март, — говорит художница, — потому что у всех в это время обострённый голод по всему яркому, весеннему — по цветам, краскам. Люди устали от зимы, и радостные соцветия на картинах у них всегда вызывают подлинный восторг». Выставка этого года — новое приветствие красоте земли, согретой дыханием неба. Это праздник, который каждый посетитель уносит в сердце в предчувствии симфонии весны…
***
Выставка живописи Людмилы Горюновой стала очередным поводом для встречи представительниц прекрасной половины Рыбинского отделения Союза художников: Валентины Ершовой, чьими руками созданы редкой красоты гобелены и батики; живописца и дизайнера интерьера Любови Менчиковой, стараниями которой созданы интерьеры музея Мологи, картинной галереи рыбинского музея-заповедника и, кстати, собравший всех выставочный зал здания местного отделения Союза художников; иконописца и ювелира Ирины Воробьёвой; мастера в области иконописи и живописи Ольги Калининой; живописца и графика Майи Гусариной; иконописца Алёны Черняевой. Взбодренное мартовской капелью и радостными цветочными мотивами настроение сделало общение на редкость душевным. (А это, собственно, одна из высоких целей искусства — открывать пути «от сердца к сердцу»). Радостные, свежие тона, гармоничное многообразие сочетаний, нежность и чистота линий — на фоне чёрно-белых контрастов уходящей зимы — придали атмосфере пефоманса особый шарм. Словно лёгкий шлейф духов коснулся морозного воздуха.
Сегодня в Рыбинском отделении Союза художников РФ более тридцати человек. Дам среди них — меньше трети. Так уж повелось, что ведущую роль в создании «великого и вечного» у нас играют мужчины, женщины же, как правило, вдохновляют: сопутствуют художникам в роли муз и хранительниц очага. (Почти все рыбинские художницы вступили в союз вместе с мужьями.) Однако их творческий почерк совершенно индивидуален. В какой бы сфере женщина ни творила — в живописи, графике, иконописи или прикладном искусстве, — у неё это получается по-другому, с иной точки отсчёта, из другого духовно-эстетического пространства. И сколь бы в наши дня, часто определяемые как в эпоха унисэкс, женщины ни пытались стать валькириями, начать работать на «мужской половине луны», их внутренний, не похожий на мужской, мир всегда будет проявляться своей пусть и агрессивной, но незащищённостью. Впрочем, рыбинские дамы никогда не пытались играть в мужские игры: определённый природой взгляд на вещи и прежде и сегодня обеспечивает им особое место в арт-сфере, давая возможность каждой проявить дарования полно и многогранно. О том, как женщины формировали своё пространство в местной художественной среде, лучше всех знает Людмила Горюнова:
— Мы с супругом (Виктором Горюновым — прим. автора) приехали в Рыбинск в 1976 году. После окончания Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной Академии. В те времена в нашей организации художников я была единственной женщиной. В объединение тогда входили старейшие мастера, такие как Трамзин, Соловьёв… И ко мне они, конечно, относились, как младшему брату. Помню, несу я бывало работы на худсовет или в музей, тащу все свои подрамники, а кто-нибудь из них так посмотрит: «Ну что же, Люда, раз назвалась художником, неси сама!». Вот так! Потом, уже через год или два, приехал Александр Михайлович Жданов со своей супругой, тоже художницей, Любовью Моздаковой. Потом появилась пара Соколовых. Потом — Гусарины. Вот так, постепенно, в наш союз входили женщины. Была, правда, у нас в Рыбинске старейшая художница — Камчаткина, но она относится скорее к прежнему поколению живописцев. Действующий же сегодня в городе Союз художников стал формироваться тридцать лет назад. И так сложилось, что Александр Жданов, я и мой муж вошли в него одними из первых — в 1980-м году.
С годами рыбинская организация художников становилась больше и ярче в плане разнообразия творческих направлений: даровитых людей вливалось немало. Многие приезжали семьями…
— Мы с мужем, Махмудом Нурматовым (автором памятника Льву Ошанину — визитной карточки города — прим. автора), приехали в Рыбинск в лихое время, — говорит Валентина Ершова. — И здесь, можно сказать, оттаяли душой. Союз художников стал для нас родным домом. Во многом благодаря ему я себя стала чувствовать коренной рыбинской художницей. Мне здесь очень комфортно. Помимо творчества, я преподаю в полиграфическом колледже — такое разнообразие мне нравится…
За последние годы в союз вошло много молодёжи. По сложившейся традиции, есть среди них и супружеские пары. К примеру, чета Черняевых, занимающихся иконописью. По словам Елены Черняевой, участие в этом содружестве даёт возможность творческого общения и развития. Художник не должен замыкаться в себе. И хотя иконописцы часто участвуют в общероссийских православных выставках, общение на местном уровне тоже имеет значение. «Мне приятно находиться в союзе, — говорит Ольга Калинина. — Тем более, когда он наконец, обрёл крышу над головой — в этом старом, родном каждому рыбинскому художнику здании. Потому что я здесь долгое время преподавала — живопись, композицию и историю искусства. Сейчас выставляюсь уже как иконописец. Но общение с коллегами по цеху для меня очень ценно. Не только в эмоциональном плане. Оно даёт дополнительный стимул для поиска».
— В чём, на ваш взгляд, состоит особенность женщин-художников?
— На мой взгляд, — говорит Майя Гусарина, — особенность творческой натуры женщины-художника в том, что у женщины всё на интуиции. Она ощущает мир всегда через эмоции. И только потом приходит анализ, осознание того, что ты пишешь. Ведь мужчина сначала подумает, спланирует, проанализирует, а потом уже пишет. И только в процессе могут быть какие-то эмоциональные всплески. А у женщины совершенно другая психология. У неё более развито чувство цвета. Поэтому она очень любит цветы — рисует натюрморты. И, конечно, в её творчестве часто присутствуют тема материнства — образы детей.
К сожалению, у мужчин-художников к живописи женщин часто снисходительно-пренебрежительное отношение. Нередко можно услышать эпитеты «цветочницы», «кружевницы». Поэтому приходится всегда отстаивать своё достоинство. Доказывать, что творчество женщин-художников — это полноценная живопись, полноценные произведения искусства. Конечно бытовая сторона жизни, которая всегда — на женщинах, приземляет, привязывает к земной суете. Нам ведь сначала надо детей напоить — накормить — спать уложить, и только потом подумать о высоком, о небе, вдохновение ощутить и рисовать. То есть, часто приходится приземляться, а уже потом вновь обращаться к высокому и светлому. Такая трудность у женщины есть. Но в целом, конечно, когда что-то получается, что-то состоится — это огромное счастье. И ещё одна проблема, которая в нашем городе существует, — вообще у всех художников — отсутствие мастерских. Мы часто бываем в Ярославле, в Костроме. И когда видим, в каких условиях там работают художники, наших мастеров становится жалко. Ведь большинство работает у себя дома. Хотелось бы, чтобы наши городские власти обратили на нас внимание: ведь если атмосфера для творчества будет создаваться, это обеспечит развитие искусства в Рыбинске и — соответственно — будет способствовать укреплению его положительного имиджа.
— Людмила Горюнова: Для женщин-художников проблема отсутствия мастерских особенно актуальна. Им приходится так организовывать свой быт, чтобы найти в нём место для творчества. Часто это происходит просто путём ухода в другую комнату: ушла, уединилась — вот, собственно, и вся атмосфера творчества.
— Часто женщины в борьбе за равный с мужчинами статус в искусстве становятся агрессивными феминистками. Как вы считаете, это правильный ход?
— Ирина Воробьёва: Если речь идёт о выживании, о том, чтобы прокормить детей, то в этом случае, к сожалению другого выхода нет. Мне, например, приходилось быть очень жёсткой — и к себе, и даже иногда к другим. Когда моя старшая дочь училась в МГУ, и необходимо было очень стараться, чтобы и её поддерживать, и реализовываться как мастеру. Это были десять лет жесточайшего отбора. Доказывать своё мастерство было очень непросто. Но всё в итоге получилось: сегодня моя дочь работает в кино — вторым режиссёром. В 26 лет это очень хороший результат. И я рада, что те тяжёлые времена миновали.
— Людмила Горюнова: Я считаю, что агрессивность в большей степени свойственна женщинам-художницам, у которых нет семьи. У меня даже в период учёбы были такие знакомые: они посвящали себя искусству. Такая женщина отстаивает своё право — и в работах, и в манере поведения, и в облике постепенно приближается к образу мужчины. Такое есть, но это всё-таки редкость. Своего рода крайность. Если же у женщины есть семья, дети, она всегда будет женщиной. У нас, в рыбинском союзе художников, все женщины состоялись как женщины. Им не надо утверждать себя в том смысле, что они не хуже мужчин.
Любовь Менчикова: Мне кажется, проблема не в делении искусства на мужское и женское. Надо менять отношение к культуре, к искусству, к художникам в наше рыночное время. Потому что искусство сейчас, на текущем этапе, себя экономически не оправдывает. Оно отрабатывает потом. Когда человек пишет работу и не задумывается о её стоимости, он создаёт какие-то другие ценности, в отличие от материальных. И в наше материальное время это очень не востребовано. Искусство сейчас даже не на вторых ролях. А на третьих и на четвёртых. А начинается-то всё с культуры…
— А каким образом можно поменять отношение к культуре?
— Майя Гусарина: Я считаю, чтобы поднять уважение к художественному творчеству, необходимо проводить больше выставок. Я знаю немало людей, профессии которых не связаны с искусством. Но они тянутся к прекрасному. Таким образом оттаивают душой. Это и отдых, и большая подпитка: ведь прекрасное всегда облагораживает нравы, очищает. Достаточно прийти, посмотреть на цветы и сразу появляется мысль: «Ну что я переживаю из-за каких-то мелочей?» И вся суета начинает уходить. И становится на душе легче. То есть, художники востребованы людьми. Просто о нас люди мало знают. И вот этот зал, я уверена, поможет многим художникам и художницам в перспективе найти своих зрителей и поклонников.
Вернёмся к женскому почерку в искусстве. В иконописи он может проявиться?
— Ирина Воробьёва: В иконописи этот вопрос, на мой взгляд, не актуален. Икона — это в больше степени внутреннее выражение через художника божественного начала. Художник в данном случае выступает только как проводник. Но женское письмо и здесь отличить можно. Мне, к примеру, о своих работах такое нередко доводится слышать. Чётко говорят: женское письмо. Возможно, потому, что это работа очень тонкая и точная, по сути ювелирная. Ведь представьте: я сижу и под лупой выписываю этот миллиметровый лик. И он должен быть в каноне. И без жёсткости. Такое, я думаю, может сделать только женщина.
— Ольга Калинина: Иконопись требует какого-то особого сосредоточения. Канон всё-таки исключает возможность особого проявления индивидуальности. Именно в его рамках ты должен — или с помощью цвета, или с помощью тоненькой разбивки золотом — показать своё мастерство. Но здесь женщины тоже себя проявляют: часто выполняют живописную разработку, личное письмо, а мужья-художники уже начинают править недостатки, выравнивать твёрдости природы, вертикали. И в итоге получается гармония…
Она проявляется в каждом женском взгляде, в каждом образе. В ней — живой и подвижной — устремлённость в будущее. И тот факт, что в Рыбинском отделении Союза художников РФ есть женщины, вселяет оптимизм: там, где твёрдая мужская нога не пройдёт, — проскользит к сердцу зрителя расшитый жемчугом дамский шлейф.
Рыбинские художницы осознают свои преимущества и уже в следующем году планируют организовать сугубо женскую выставку живописи, которая, возможно, станет традиционной.
А начало этому выходу муз положила Людмила Горюнова, чью экспозицию можно увидеть уже сегодня.
P.S. Посетить выставку и пообщаться с автором можно 4 дня в неделю, со среды до субботы,
с 12:00 до 17:00. В течение марта.