Музыкальный ключ к интеллекту
Педагог по классу флейты Рыбинской детской музыкальной школы №3 Ольга Хамзина представляла нашу область на прошедшем в апреле в Санкт-Петербурге I Международном конкурсе педагогического мастерства «Педагог-музыкант в контексте современной культуры» и стала его лауреатом.
Ольга Хамзина посвятила музыке жизнь. Выпускница музыкальной школы №3, она уже более двадцати лет учит её воспитанников играть на флейте. И не просто владеть инструментом, а слышать, понимать это удивительное искусство и мыслить — широко, объёмно, творчески. Воспитанники Ольги Хамзиной неоднократно участвовали во всероссийских конкурсах и фестивалях, в числе которых – престижные Дельфийские игры. Без дипломов никогда не возвращались. Благодаря комплексному развитию они добиваются успеха в любой сфере, какую бы в дальнейшем ни избирали: математике, экономике, иностранных языках, менеджменте…
Класс флейты, который ведёт Ольга Вячеславовна, — сегодня один из самых больших в области. В нём 11 человек, возраст учеников – от 7 до 15 лет. Они учатся играть не только как солисты, но и в ансамблях. Особое направление работы — с маленькими детьми: трёх-четырёх лет. Для них Ольгой Хамзиной разработана специальная, «игровая», методика — результаты и радуют, и удивляют.
Особенности своего, личностного, подхода к процессу обучения музыки Ольга Хамзина показала на конкурсе. Его очный этап проходил с 14 по 17 апреля на факультете музыки РГПУ им. А.И. Герцена. Конкурсантов во втором туре оказалось семьдесят — из разных регионов России и зарубежья, к примеру, из Чехии и Польши. Все показывали методы, приёмы, общий стиль своей работы на примере занятий с учащимися питерских музыкальных школ. По окончании каждого урока нужно было сделать его рефлексивный анализ. Оценивало выступления авторитетное жюри, в которое входили виднейшие специалисты в области музыкальной педагогики: доктора и кандидаты педагогических наук, профессиональные музыканты. По словам Ольги Хамзиной, профессиональный уровень участников был очень высокий: у всех — многолетний опыт и авторские методики. При этом жюри отметило практически общий — минус — превалирование авторитарных подходов, жёстко ограничивающих индивидуальность учащихся. Современная же педагогика, в том числе — музыкальная, строится на принципе сотрудничества учителя и ученика. Это помогает активизировать музыкально-познавательные и творческие способности ребёнка. «К сожалению, мы, педагоги, — говорит Ольга Вячеславовна, — стремясь добиться максимальных результатов, нередко придерживаемся принципа «делай, как я». Однако реально взаимопонимание, дружба с учениками намного продуктивнее. Ведь каждый ребёнок — индивидуальность, и музыка — искусство особого порядка. Поэтому вопрос симпатий детей в отношении тех или иных музыкальных произведений очень важен. Я лично такой вывод сделала из собственной практики. Конкурс же помог мне укрепиться в этом мнении и получить новые знания, которые, я уверена, будут очень полезны в работе.
Мастерство нашего педагога питерское жюри оценило очень высоко: Ольга Хамзина награждена дипломом III Степени. Но самое главное — конкурсный марафон её впечатлил и она планирует его повторить — на новом профессиональном витке, с новым опытом.