Новости города Рыбинск
     

    О КРАЕВЕДЕНИИ И НЕ ТОЛЬКО…

    То, что культура и образование финансируются у нас по «остаточному принципу», давно стало «притчей во языцех».  Но проблемы в этой сфере связаны не только с оплатой труда, но и, как правильно замечают, с самим качеством образовательных услуг. Это касается и местного краеведения, которое призвано не только заниматься популяризацией истории  родного края, но и воспитывать подрастающее поколение в духе любви к своей истории, прошлому своего города, земли и, наконец, народа. Без чего, как утверждает руководство страны, невозможно формирование полноценного гражданина. Что же происходит у нас с краеведением?

    «Краеведы, наденьте ордена…»

    Краеведческая работа в Рыбинске связана в основном с именами энтузиастов-общественников, часто пенсионного и предпенсионного возраста, а также лиц, совмещающих ее со своей служебной деятельностью. Многих из них уже нет с нами. Не буду называть имена этих уважаемых людей. Специалистам они и так известны. А не специалистам все равно ни о чем не говорят.
    Кроме этих, так сказать, «неформальных лидеров» краеведения есть еще ряд «краеведов по должности», к которым относятся:  
    1. Работники музеев, архивов, библиотек. Они занимаются в основном популяризацией краеведческих знаний и информационным обеспечением публикационной и исследовательской деятельности в этой области;
    2. Педагоги дополнительного образования. Это наиболее многочисленная категория краеведов, руководящая исследовательскими работами школьников в области местной истории;
    3. И, наконец, сами учителя школ, совмещающие подготовку своих подопечных к научным конференциям с преподаванием соответствующего курса школьной истории. Эта категория непосредственно «связана с массами» и как бы отвечает за доведение результатов краеведческих открытий и разработок до детской и подростковой среды.
    Казалось бы, система существует. Но есть нюансы. Сегодня при почти полной недельной занятости и численности одной учебной группы от 15 до 8 человек «потолок» оплаты для педагогов ДОПов, например, составляет от 4300 до 6600  рублей в месяц. И это не школа, где есть «обязаловка». «Контингент» учащихся здесь еще нужно собрать и буквально «привести за руку». Плюс к этому заполнять журналы, разрабатывать планы, вести отчеты, ездить на методическую учебу и еще «обеспечивать массовку» для разных мероприятий своего центра. Такая ситуация типична для всех учреждений этого профиля. Причем организационная нагрузка на педагогов в некоторых случаях за последние годы выросла многократно. О документации я уже не говорю. С середины 2000-х годов вслед за ДОПами вал отчетной документации и контрольных проверок захлестнул и школы, очевидно, чтобы помочь учителям работать и заодно проследить, как они отрабатывают свои копейки…  

    Школы

    До 50% рабочего времени современного учителя, чья зарплата тоже оставляет желать лучшего, приходится на управление коллективом учащихся, напичканным воспитанием или «не довоспитанием» родителей, СМИ, улицей, то есть на трату бесплодных усилий в этой поистине неравной борьбе. Какое тут, с позволения сказать, краеведение. Есть и организационные вопросы. Сегодня краведением в школах занимаются библиотекарь, зам. директора по учебно-воспитательной работе, учителя истории, ведущие соответствующий курс, зав. школьным музеем и, отчасти, классные руководители. Ясно, у семи нянек дитя без глаз.
    Путеводители здесь — педагоги ДОПов, которые, в свою очередь, о более высоких уровнях управления этим процессом имеют представление только по наличию контролеров, в основном — из бухгалтерии. Краеведение часто преподается по учебнику истории Ярославского края 2000 года издания. Рыбинская история там отражена довольно слабо. Есть проблемы и с идеологией преподавания гуманитарных дисциплин, и краеведения в частности…  
    В советские времена марксистская методология худо-бедно обеспечивала единство образовательного процесса, в том числе в гуманитарной сфере. Сегодня этого нет. «Цивилизационный подход» — полная ахинея. Попытка заменить этот вакуум основами религиоведения или православной культуры в отрыве от остального комплекса знаний приведет к еще большей фрагментации и архаизации сознания подростков. Нужна взвешенная светская политика государства в области культуры и пропаганды исторических знаний, которая бы возвысила и современное понимание религиозных ценностей. И краеведение могло бы стать пробным шаром, полигоном для отработки организационных форм этой деятельности. Для этого на местном уровне необходимы как минимум четыре шага:
    1. Создание единого научно-методического центра по координации культурно-просветительской и исследовательской работы в области местной истории. Ядро этого центра составили бы представители всех вышеперечисленных категорий краеведов. Далее — работники доп. образования как промежуточное звено. И, наконец — школы, непосредственно связанные с аудиторией, на которую эта информация направлена;
    2. Изменение роли администрации центров доп. образования. Отход от контрольных функций в сторону организации взаимодействия с администрацией школ по оказанию административного содействия педагогам ДОПов в привлечении и отборе учащихся в группы, а также материального обеспечения их деятельности;
    3. Назначение в каждой школе лица, ответственного за содействие работе ДОПов в целом, как отдельным педагогам, так и в части организации краеведческой просветительской работы в рамках школы с предоставлением учащимся официальных «бонусных» преимуществ за участие в группах доп. образования и соответствующих конкурсах и конференциях в форме льгот при сдаче ЕГЭ;
    4. Создание тематических банков данных при школьных библиотеках по вопросам краеведения в форме тематических подборок статей и научно-справочного аппарата по монографиям и электронным базам данных с включением их в курс преподавания краеведения в школе.
    Вообще, государству пора пересмотреть свои отношения с педагогическим сообществом в «рыночном», так сказать, ключе. Чтобы учителя из бесправных исполнителей превратились в полноправных субъектов образовательного рынка, с которыми государство будет иметь паритетные договорные отношения. Здесь хотелось бы вступиться за гуманитарную сферу в целом… С некоторых пор, особенно с развалом СССР, стало считаться, что все кто учит, лечит, культура там какая-то, наука — это люди второго сорта. «Лексус» им все равно не купить. В общем, дураки какие-то. Но заказ остается. Без которого у страны не будет нормальных граждан, солдат, телевидения и учебников. Да и страны-то самой не будет. Есть заказ на «патриотическое воспитание» или «пропаганду гуманистических ценностей»? Значит, надо платить и за то, и за это.
    Сейчас часто говорят о, так называемых, госкорпорациях. Тогда у учителей должна быть своя корпорация, только общественная (не путать с современными профсоюзами). И пусть государство заключает с этой корпорацией и ее представителями договор (не путать с трудовым договором) на предоставление образовательных услуг, и не только «образовательного стандарта», но и в плане воспитания «гармонически развитой» личности, не говоря уже о таком специфическом продукте, как авторские учебные, культурные или исследовательские проекты.  

    Что «РЭП» грядущий нам готовит?

    Все больше учеников школ и колледжей не хотят быть не только рабочими, учителями и инженерами, но и юристами, экономистами, программистами и т.д. Зато им интересно, как в наушниках, на мониторах и экранах разные веселые ребята пляшут тут и там, решая какие-то специфические проблемы своего квартала, или — смотреть «Дом-4». За всеми этими нехитрыми предпочтениями стоят, как сказали бы раньше, и не без оснований, весьма влиятельные силы как внутри страны, так и за рубежом, обладающие немалыми финансовыми возможностями. Вряд ли выпускники воскресных школ и деревенские пареньки, принятые в десантники и заодно — в православие, составят им конкуренцию. А уж краеведение с патриотическим воспитанием тут вообще ни при чем. Надеемся, что «генералы от образования» и иных «направлений», получающих зарплату, и немалую, в частности, за то, чтобы как-то прояснить эту ситуацию, разделяют эти опасения, и что-то такое делают. Но все время там у них чего-то не срабатывает. Наверное, не получается. Или мы чего-то не понимаем. А может, так надо. Но верить в это не хотелось бы…