Новости города Рыбинск
     

    РЫЦАРЬ КУЛЬТУРЫ — Юрий Николаевич Рерих

        Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азийским тропам.
                            
    Н.К. Рерих

        Звезда Юрия Николаевича Рериха по своему блеску и значению для России соизмерима со звездой его великого отца Н.К. Рериха. Он останется в истории одним из последних евразийцев, сверкнувших в небе нашей многонациональной степной культуры. Любовь к необъятности мира, к странствиям, к познанию неведомого, страсть к путешествиям… способность к усвоению новых языков, открытость и любовь к людям были ему присущи с детских лет.
        Юрий Николаевич был первенцем в семье Рерихов. Он родился 16(29) августа 1902 года в Новгородской губернии близ села Окуловка. Детские и отроческие годы будущего ученого прошли в Петербурге в атмосфере семьи, где интерес к духовной культуре Востока был очень большой. Проблемы Великого переселения народов, загадки рождения и гибели кочевых империй, тайны древних курганов и могильников необъятной Евразийской степи – все это с юношеских лет глубоко запало в сознание будущего востоковеда, непрестанно питая его творческое воображение.
        Уже с гимназических лет древние культуры Египта и Вавилонии захватили воображение подростка. Начальному увлечению Востоком способствовали также занятия с выдающимся русским египтологом академиком  Б.А. Тураевым. Интересы юноши, постепенно расширяясь, перешли от Ближнего Востока к отдаленным районам Азии. Он начинает изучать монгольский язык и литературу с известным монголистом А.Д. Рудневым, и с той поры Центральная Азия все больше и больше приковывает к себе его внимание.
        Рубеж XIX-XX веков вообще ознаменовался глубоким поворотом к Востоку в кругах образованного русского общества того времени. После почти двухвекового контакта России с Европой, начавшегося в эпоху Петра Великого, этот интерес к Востоку был далеко не случаен. Достаточно вспомнить знаменательные слова Достоевского: «Да, если и есть один из важнейших корней, который надо у нас оздоровить, так это именно взгляд наш на Азию…».
        В 1919 году в Школе восточных языков при Лондонском университете Юрий Рерих начал заниматься персидским языком и санскритом у профессора Денисона Росса. К этому времени он уже хорошо знал греческий и латынь, свободно владел многими европейскими языками. Занятия Ю.Н. Рерих продолжил в Америке, в Гарвардском университете. В это же время он начинает изучать пали и китайский язык. В 1923 году Ю.Н. Рерих блестяще заканчивает Парижский университет и удостаивается степени магистра индийской филологии.
        Как ученый-исследователь с необычайно широким кругозором Юрий Николаевич сформировался во время Центрально-Азиатской научной экспедиции Н.К. Рериха, начавшейся осенью 1923 года. Работа экспедиции началась в Восточных Гималаях, в княжестве Сикким, одном из древних центров буддийской культуры. Здесь, по преданию, жил Падма Самбхава, основатель буддийской красношапочной секты, здесь проходил на своем пути в Тибет Атиша, принесший из Индии в страну снегов учение Калачакры, представляющее собой буддийскую эзотерическую философию.
        Базируясь в Дарджилинге, экспедиция Н.К. Рериха проработала в Сиккиме до весны 1925 года. Результатом этих работ явилась богатейшая коллекция тибетских буддийских тханок, написанных на шелку, подробный анализ которых был сделан Ю.Н. Рерихом в его первой большой научной работе «Тибетская живопись».
        В начале осени 1925 года экспедиция Н.К. Рериха двинулась из Ладака через Каракорумский хребет в Синьцзян по одной из самых высоких караванных дорог мира. «В течение пяти лет экспедиция Н.К. Рериха, в которой мне пришлось участвовать, — писал Юрий Николаевич,- прошла громадный путь из Индии на север до Алтая и снова на юг в Индию через нагорье Тибета».
        Научные результаты этой экспедиции, содержащие ценнейшие географические, этнографические и лингвистические наблюдения в почти совершенно неизученных областях Азии, легли в основу монографии Ю.Н. Рериха «Пути к сердцу Азии», которая сразу поставила молодого автора в ряды ученых-первопроходцев Азии. Результаты экспедиции Ю.Н. Рерих также обобщил в своей классической работе «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета», долго остававшейся библиографической редкостью.
        Во время следования по этому священному пути экспедицией было обнаружено и нанесено на карту много новых археологических памятников, которые еще ждут своих исследователей. Среди них особый интерес представляют мегалитические каменные сооружения типа менгиров и кромлехов в урочище Доринг (Длинный камень) к югу от озера Пангок, впервые обнаруженные на  Тибетском нагорье и свидетельствующие о весьма древнем заселении этой горной страны.
        Во всех трудностях и испытаниях этого долгого пути Ю.Н. Рерих был незаменимым помощником своего отца. Помимо большой научно-исследовательской работы, на нем лежала почти вся организационная часть этой экспедиции, которая, несмотря на неисчислимые препятствия и лишения, в мае 1929 года достигла Индии.
        В живописной долине Кулу был основан в 1929 году, как наиболее важный результат экспедиции — Институт гималайских исследований. На протяжении десяти лет, с 1930 по 1940 год,  бессменным директором и душой института был Ю.Н. Рерих. Вот как охарактеризовал он деятельность этого уникального научного учреждения: «Институт … состоял из двух отделов – ботанического и этнологического, который также занимался изучением и разведкой археологических памятников… Не остался институт чужд и проблемам изучения космических лучей в высокогорных условиях… Была собрана и богатая коллекция тибетской фармакопеи, причем в этих многолетних работах принятии деятельное участие тибетские ламы-лекари».
        В 1932 году Ю.Н. Рерих публикует работу «Изучение Калачакры», эзотерического мистико-философского буддийского трактата, связанного с проблемой сакрализации времени. Эта работа, пока неоцененный шедевр творчества великого русского ученого.
        Еще одну экспедицию совершают Н.К. Рерих вместе с Юрием Николаевичем в 1934-1935 годах: в Маньчжурию, Западный Китай, Внутреннюю Монголию, организованную по инициативе Департамента земледелия США. По возвращению из экспедиции он приступает к созданию фундаментального труда «История Средней Азии». Это исследование представляет собой культурно-исторический обзор важнейших государственных и культурных образований Евразии.     Для Ю.Н. Рериха особенно характерным было глубокое проникновение во внутреннюю жизнь изучаемых им народов, а ключом к такому проникновению было редкое знание им восточных языков.
        Самое значительное научное достижение Ю.Н. Рериха в этот период, принесшее ему мировую славу, — «Голубые Анналы». Это перевод и комментарий  одного из наиболее важных сочинений по истории буддизма в Тибете, которое создал в 1476-1478 годах тибетский историк Гой-ло-цава Шоннупел. «Голубые Анналы» ознаменовали эпоху в тибетологии и продолжают быть одним из фундаментов в изучении истории и культуры средневекового Тибета.
        Около десяти последних лет своего пребывания в Индии (1949-1957) Ю.Н. Рерих проводит в Восточных Гималаях. Здесь, в Калимпонге, вблизи гималайских вершин – Джомолунгмы и Канченджанги, столь ярко запечатленных на полотнах Николая и Святослава Рерихов, он создает ряд новых блестящих работ.
        За свои выдающиеся заслуги в области изучения языка, литературы, истории, археологии и этнографии Центральной и Южной Азии Ю.Н. Рерих был избран членом Королевского азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, американских Археологического и Этнографического обществ и многих других.
        Он был единственным из семьи Рерихов, кому удалось вернуться на Родину и поработать на благо «Страны Лучшей» (так называла Россию Е.И. Рерих), хотя отпущено ему было не так уж много… Много усилий приложил Ю.Н. Рерих к тому, чтобы вернуть Родине славное имя своих родителей. Он привез в СССР около 400 картин Николая Константиновича, которые были переданы в дар народу с условием, что они будут постоянно экспонироваться в картинных галереях, выступал с лекциями и докладами.
    За два с половиной года работы в Москве он сумел сделать то, на что у других ученых ушла бы целая жизнь: возродить школу российского востоковедения  (ее достижения в России были очень значительны, но в 1930–1940 годах в силу известных событий наука потеряла многих выдающихся ученых). Он создал отечественную школу тибетологии, впервые в советской России начал преподавание санскрита, заложил фундамент новой науки – номадистики (изучение кочевых племен), а также воспитал немало учеников. Сегодня это выдающиеся ученые, работающие не только в России, но и в Европе и Америке.
    «Эрудиция Юрия Николаевича была настолько глубокой, всеохватывающей, что рядом с ним никого нельзя было поставить, – пишет в своих воспоминаниях его ученица В.С. Дылыкова.  Его приезд был огромным событием. <…> Я даже не могу найти слов, чтобы выразить, какое впечатление производил Юрий Николаевич на всех окружающих своими познаниями. При всем том ему были свойственны необычайная скромность, отсутствие каких-либо амбиций, чувства превосходства. Он щедро и благожелательно отдавал всем сокровища своего ума и знаний и делал это как-то очень естественно, без намека на какое-то менторство. Мне кажется, что все, кто с ним общался, подпадали под мощное обаяние его личности – человека и ученого. <…>
    Юрий Николаевич не знал нашей жизни, наших порядков, наших житейских и служебных отношений. И потому постоянно «натыкался» на неприятности. Мудрейший и мужественный человек, он в иных ситуациях оказывался наивен, беспомощен и беззащитен как ребенок. <…> Он был человеком совершенно другой культуры, очень душевным и тонким и потому ранимым…».
    Одним из главных трудов своей жизни Ю.Н. Рерих считал тибетско-англо-русский словарь с санскритскими параллелями, который вышел в свет уже после его ухода.
    «Отклонение макета этого словаря, — пишет В.С. Далыкова, — и моральный удар, пережитый тогда Юрием Николаевичем, несомненно, послужили одной из причин его скоропостижного ухода. Работа над словарем заняла у нас многие годы, и была она чрезвычайно мучительной. Но мы трудились ради памяти Юрия Николаевича… Словарь получил самое широкое признание в научных кругах всего мира. Его так и называют – “Словарь Рериха”».
    21 мая 1960 года, Юрия Николаевича не стало. Ему было всего 58 лет. Официальной причиной смерти была признана острая сердечная недостаточность. Сказались не только резкая смена климата, но и напряжение этих лет, проведенных в Москве: колоссальная нагрузка, работа «на износ» и атмосфера непонимания и недоброжелательности, царившая в стенах Института востоковедения, в котором его, специалиста с мировым именем, «прорабатывали» на собраниях и называли «буржуазным ученым».
    С.Н. Рерих посвятил своему безвременно скончавшемуся брату картину «Пиета» («Скорбь»), на которой изображены две женщины, оплакивающие мученика, снятого с креста и убитого теми людьми, которым он отдал все – знания, труд и саму жизнь.

    Как великий герой, прошел свой полный испытаниями земной путь Юрий Николаевич Рерих. Истинно: «Как по струне бездну – красиво, бережно и стремительно

    Подборка по: Воспоминания о Ю.Н. Рерихе. М.:МЦР, 2002.