Новости города Рыбинск
    Яндекс.Метрика
     

    НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ (К 135-летию со дня рождения)

    Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К.Рериха огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники…

    Николай Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха.

    С детских лет его влекли живопись, археология, история и, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.

    По окончании гимназии Карла Мая в 1893 г. Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета и в Императорскую Академию художеств и занимается в студии знаменитого А. И. Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени – В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым.

    Его дипломная картина «Гонец» была приобретена известным собирателем произведений русского искусства П.М. Третьяковым.

    Уже в 24 года Н.К. Рерих становится помощником директора Музея Императорского Общества Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Мир искусства».

    Многогранный талант Н.К. Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» Дягилева в оформлении Н.К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского.

    Нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха и знакомство с философской мыслью Востока. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях.

    Из-за тяжелой болезни легких Н.К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в 1916 г в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Однако после революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией и Н.К.Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.

    А в 1923 году сбывается заветная мечта мастера – 2 декабря Н.К.Рерих и его семья прибывают в Индию. Здесь начинается подготовка к самому важному путешествию в жизни великого художника – экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии. Эти районы давно привлекали внимание Н.К. Рериха не только как художника, но и как ученого, которого интересовал ряд проблем, связанных с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. Помимо чисто научных целей, экспедиция несла важную эволюционную задачу. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев.

    Значение и результаты этой уникальной экспедиции до сих пор по достоинству не оценены современной географической наукой. А между тем, осуществив мечту Пржевальского и Козлова, экспедиция Николая Константиновича Рериха явилась триумфом русских исследований Центральной Азии. По уникальности маршрута и собранным материалам она по праву может претендовать на особое место среди крупнейших экспедиций ХХ века. Был собран огромный научный материал, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай – Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник увековечил мир особенный и удивительный, мир высокой красоты.

    Н.К. Рерих ведет международную культурную деятельность. В своих философско-художественных очерках он создает совершенно новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н.К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса.

    В широкое понятие Культуры Н.К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. Именно Рерих впервые сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех ее материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и Культуры, утверждал Николай Константинович, приводит к недооценке духовного фактора в развитии человечества.

    В 30-е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Н.К. Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц.

    «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества». Эта культурная инициатива была поддержана в самых широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Р. Роллан, Б. Шоу, Р. Тагор, А. Эйнштейн. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне. Первоначально документ был ратифицирован 21 страной американского континента. Впоследствии, в 1954 году, Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а предложенный Н.К. Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.

    С самых первых дней Второй мировой войны Николай Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине. Вместе с младшим сыном Святославом Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Пишутся многочисленные статьи в газетах, проходят выступления по радио в поддержку советского народа. Даже в самые критические дни войны – только уверенность в победе русского народа: «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!», – писал Николай Константинович в статье «Слава» в 1943 году.

    В эти грозные для России годы художник в своем творчестве вновь обращается к теме родной земли — он создает целый ряд картин – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», в которых, используя образы русской истории, предрекает победу русского народа над фашизмом.

    Теперь его полотна отличались от полотен предыдущего периода. На тех он предвидел, прозревал историю Войны. Теперь он отражал ее по вполне реальным вехам, которые она расставляла на просторах России.

    Над Сталинградской битвой поднимался «Ангел последний». Он стоял над горящим городом, суровый и справедливый, как сама расплата. Его меч был обнажен. Огненные крылья, похожие на смертные лучи, закрывали полнеба. Они уходили куда-то ввысь и свидетельствовали о том, что битва коснулась не только земли.

    Когда последние колонны немецких солдат выходили из окружения, чтобы сдать оружие, и их командующий фельдмаршал Паулюс нервно и обреченно давал показания советским генералам, Рерих создал полотно, которое называлось «Победа». Русский воин в латах и остроконечном шлеме стоял с обнаженным мечом над поверженным драконом. Голова дракона отсечена, но черно-зеленое тело, казалось, еще подергивалось, не желая умирать. Цвет тела дракона повторял зеленоватый оттенок мундиров немецких солдат. Над победителем и обезглавленным чудовищем в безоблачном небе поднимались снежные пики Гималайских гор.

    Очерки и письма Николая Константиновича в этот период как никогда призывают к человеческому единению и содружеству. Самое главное, утверждает Н.К. Рерих, заключается в нас самих, в силе нашего духа, в нашей внутренней культуре, основой которой являются добросердечие, стремление к знанию и почитание Красоты.

    Эти призывы никогда не были отвлеченными. На этих принципах строились не только искусство и литературное творчество Н.К. Рериха, но и вся его жизнь.

    В конце жизни он повторял главные свои картины и собирался на Родину. Клад, добытый с таким трудом, предназначался ей. Рерих сделал все, что задумал. Всю жизнь он стремился на Родину, всю жизнь он думал о ней и тосковал по ней. Теперь, когда все было завершено, он мог вернуться. Еще раз повторил картину «Помни!», которую написал первый раз в Сиккиме.

    Всадник у розовеющих снегов Канченджанги покидал свой дом.

    «Помни!» — относилось и к тем, кто оставался, и к тому, кто уезжал.

    «Помни!» — звучали розовые снега Канченджанги.

    «Помни!» — отзывался в последний раз обернувшийся всадник.

    «Помни!» — неслось эхо в горах. «Помни!» — говорила Индия.

    «Помни!» — просил всадник, устремляясь вдаль, туда, откуда не возвращаются.

    «Помни!», «Помни!» — стучали подковы лошади.

    Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз. Но его намерениям не суждено было осуществиться – в самый разгар приготовлений, 13 декабря 1947 года, он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали…

    На месте погребального костра, перед ликом величественных снежных вершин установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».

    О мировом признании многогранной культурной деятельности Н.К.Рериха свидетельствуют награды, которыми его удостоили правительства многих стран мира:

    • Кавалер российских орденов Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира;
    • Кавалер югославского ордена Святого Саввы;
    • Кавалер ордена Почетного Легиона Франции;
    • Кавалер Королевского Шведского ордена Полярной Звезды.