Новости города Рыбинск

    НАДО ЛИ ДОВЕРЯТЬ ИНТЕРНЕТУ?

    Интернет пришел в нашу жизнь как средство, призванное расширить возможности общения и доступа к информации. Безусловно, как и весь процесс компъютеризации, он произвел революцию в этой сфере. Но стоит ли переоценивать ее результаты…

    Интернет и школа

    Появление возможности сетевого поиска информации, конечно, сыграло положительную роль в школьном образовании. Нередко с этой задачей успешно справляются даже ученики коррекционных классов. Однако к развитию интеллектуальных способностей и повышению общей эрудиции учащихся это, как известно, автоматически не приводит. Особенно при все возрастающих информационных нагрузках на учеников и педагогов, которые превращают процесс освоения знаний в современной школе в своего рода технологию, все остальные аспекты которого с неизбежностью превращаются во вторичные. И речь не только о пресловутом скачивании из Интернета сочинений и рефератов, от которых страдают в первую очередь навыки самостоятельного мышления и владения литературной речью. Дети превращаются в своего рода «технологов информации», неких посредников между Интернетом и учителем. А в условиях информационного хаоса это зачастую приводит к развитию индифферентного отношения к тому, что они изучают. Несколько лучше ситуация обстоит с преподаванием точных наук. Оно меньше зависит от сети. Здесь, как говорится, «ни отнять, ни прибавить».
    Общественные же науки в этом смысле пострадали гораздо больше. Как, например, история, ставка на относительность которой в последнее время активно подстегивается игровыми проектами Интернета. С другой стороны, угрозы виртуализации действительности на стадии развития детской психологии были отмечены еще на заре появления в нашей стране персональных ЭВМ. Помню выступление на телевидении в конце 80-х годов одного профессора математики, прозвучавшее в телепередаче, посвященной этому вопросу. В качестве аргумента против бесконтрольного вторжения компьютерных технологий в образовательный процесс он привел один простой пример, который звучал примерно так: «Если ребенок строит из трех кубиков пирамиду на полу, то он знает, что если он поставит два кубика сверху, а один снизу, у него ничего не получится». В ходе проб и ошибок у ребенка вырабатываются практические навыки работы с реальным, физическим материалом. В компьютере же возможно все.» И в этом содержится основная угроза виртуализации мышления — от незнания законов материального мира до представлений о том, например, что «колбаса берется из холодильника», а все мировое познание является плодом усилий электронных посредников.  

    Интернет и наука

    Сам по себе Интернет не плох и не хорош. Но на сегодня ситуация такова, что основной удар в сфере информационных технологий наносится именно по гуманитарным наукам и, главным образом — истории. Всякий, кто сталкивался с этим вопросом, знает, что первое качество, которое отличает состояние исторической информации в Интернете — это хаос. Исторический документ сам по себе для многих пользователей Интернета уже не является истиной в последней инстанции, чем объясняется, в том числе и огромное количество компилятивов, подготовленных с использованием Интернет-ресурсов, время от времени выплескивающихся на страницы глянцевых «кирпичей» на около исторические темы.
    Между тем невозможно создать систему внятной исторической аргументации без опоры на сами исторические документы в их «первозданном» виде и желательно в сфере визуального доступа. В последнее время получило распространение выражение «В Интернете есть все» или «теперь все в Интернете». Но это далеко не так. Во-первых, ни один вменяемый исследователь, во всяком случае, до момента публикации, или если речь не идет об обзорных материалах по предшествующим публикациям разных авторов, не будет выставлять свою информацию в Интернете. И в первую очередь это касается такой специфической сферы, как историческое краеведение. Именно поэтому вы не найдете в Интернете необходимой информации по краеведению с тем, чтобы на основе изучения соответствующих Интернет-ресурсов считать ту или иную тему исчерпанной. Тем более невозможно ссылаться на Интернет в качестве источника информации. Это просто несолидно. Электронная информация может быть путеводителем по историческим документам и публикациям, но никак не заменяет их. Необходимы ссылки на реальные архивные документы, желательно, с возможностью визуального ознакомления с ними, или сопутствующую научную литературу, изданную на традиционном бумажном носителе. То есть опять же, не в электронной версии. Интернет может быть только проводником, указывающим на эти документы и издания, и не более того. Любая электронная информация без ссылки на реальные источники, которые можно проверить, равна нулю…

    Секретное оружие мистера Толкиена

    Отрыв исторического познания от его источниковой базы и обилие бессистемной ретроспективной информации, которой грешит Интернет, вне зависимости от степени ее достоверности, объективно ведет к инфляции исторического знания.
    Определенную помощь этому процессу, как ни странно, оказывают авторы такого популярного литературного жанра как «фэнтэзи»… С недавних пор «фэнтэзи», как известно, из аллюзий на тему ирландских саг перекочевало на отечественную почву и породило целое направление, посвященное славянской и псевдо-славянской мифологии, в которой реальная история постепенно утрачивает свое значение или начинает восприниматься как некое дополнение к этому комплексу. Эстафету здесь подхватывают компьютерные игры. Часто говорят, что в Интернете пропагандируется насилие. Но большинство компьютерных игр, выросших из мира «фэнтэзи», а все они выросли из мира «фэнтэзи», пропагандируют насилие. Или, в лучшем случае, плоскую «демонологию» в духе Гарри Поттера. Кроме того, алгоритмы компьютерных игр жестко блокируют развитие фантазии и образного мышления. Все эти тенденции, в свое время, пришли на смену гуманистическим в основе своей посылам научной фантастики, «почившей в бозе» на рубеже 80-90-х годов, причем как у нас, так и на Западе. Перспективы превращения этого «виртуального мира», выросшего на ее обломках, из вспомогательного в основной, на фоне тотального обесценивания истории, не столь уж туманны, как может показаться на первый взгляд. И его влиянию, как показывает практика, на фоне общего дефицита государственной политики в сфере культуры, если не считать таковой мыльные сериалы про «ментов» и «десантников», подвержены не только дети, но и взрослые. Таким образом, «дивный мир», помимо «пира во время чумы» имеет, так сказать, и свою «эзотерическую» составляющую. Что из этого может получиться, мы все очень скоро увидим.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *